Боевая машина БМ-21 «Град»
ГРАД (Боевая машина БМ-21 «Град»; 9К51 «Град») - реактивная система залпового огня советского производства на базе автомобиля Урал-375. Представляет собой эволюцию «Катюши».
Джерело:
Стала базой для других систем. Разработка системы началась 30 мая 1960 года на основании Постановления Совета Министров СССР № 578-236. Основные работы велись в НИИ-147. Конструкторская задача заключалась в создании пусковой установки на базе серийного автомобиля. Первые заводские испытания БМ-21 прошли в конце 1961 года. 28 марта 1963 году система была принята на вооружение Вооруженных сил СССР, а серийное производство было развернуто в 1964. Полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей. Основными типами боеприпасов являются: 9М21ОФ ( 9М22У) - осколочно-фугасный; 9M21 - химический; 9М22С - зажигательный; 9М28Д - агитационный; 9М28Ф - осколочно-фугасный; 9М42 - осветительный (освещает на местности круг диаметром 1000м с высоты 450-500 м в течение 90 секунд); 9М43 - дымовой (десять снарядов этого типа создают сплошную завесу из дыма на площади 50 гектаров); 9М519-1...7 - комплект из семи снарядов для создания радиопомех; 3М16 - с кассетной головной частью для дистанционной постановки противопехотных мин; 9М28К - с кассетной головной частью для дистанционной постановки противотанковых мин; 9М521 - осколочно-фугасный; 9М522 - осколочно-фугасный, с отделяемой головной частью; 9М217 - с кассетной головной частью, оснащенной самонаводящимися боевыми элементами; 9М218 - с кассетной головной частью, оснащенной кумулятивно-осколочными боевыми элементами. Украинская модификация БМ-21К создана методом модернизации советской БМ-21 «Град» и собрана из деталей отечественного производства. БМ-21К стала первой национальной реактивной системой залпового огня. Система создана государственным предприятием 100-й ХАРЗ совместно с КБ им. Морозова. Робота по созданию БМ-21К началась в 2001 году. Устаревшая советская автомобильная база УРАЛ-375 была заменена на украинскую КРАЗ-260 с 4-х дверной кабиной повышенного комфорта. В декабре 2008 года на государственном уровне было принято решение относительно изготовления и проведения заводских испытаний в Харькове. Мощность двигателя БМ-21К, по сравнению с «Урал-375Д», возросла на 60 л.с. и составляет 240 л.с. Запас хода увеличился с 400 до 500 км. Дальность поражения целей увеличена с 20 до 40 км, применена новая система быстрой перезарядки, возможность ведения точного огня с максимальным отклонением 90 метров на расстоянии 40 км.