Ads Top

Глобальные последствия загрязнения атмосферы Земли


В результате загрязнения атмосферы продуктами сгорания ископаемых видов топлива в атмосферу ежегодно поступает около 20 млрд. тонн углекислого газа, который относится к парниковым газам. Накопление парниковых газов препятствует нормальному теплообмену между Землей и космосом, сдерживает тепло, накапливаемое в результате хозяйственной деятельности и природных процессов.
Дальнейшее накопление углекислого газа в верхних слоях атмосферы приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Смещение климатических зон вызовет катастрофические наводнения, засухи и пыльные бури. Ухудшится здоровье населения, расширится ареал паразитов, переносчиков опасных инфекций.

Другое глобальное последствие загрязнения атмосферы, с которым человечество уже столкнулось – разрушение озонового слоя. Стратосферный озон, который поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца, разрушается из-за промышленных выбросов, содержащий хлор и бром, а также из-за фреонов, широко применяющихся в различных отраслях промышленности и быту.

Говоря об экологических последствиях загрязнения атмосферного воздуха, следует упомянуть и такое явление, как кислотные дожди, возникающие из-за выбросов атмосферу кислотных оксидов и ряда других веществ.

Проблема изменения климата несколько отодвинула на второй план другие экологические проблемы, стоящие перед человечеством. Но недавно опубликованный доклад Всемирной Организации Здравоохранения стал своего рода сенсацией – ежегодно от загрязнения атмосферы в мире погибает более 7 млн. человек, большинство из которых проживает в Азии. И лидирующие позиции в списке самых опасных для здоровья населения стран занимают Китай и Индия.

В феврале весь мир обошли фотографии страшного смога, обрушившегося на Пекин, по улицам которого люди ходили в масках, защищая себя от высокого уровня загрязнения воздуха, превышающего установленные безопасные стандарты в десятки раз. Дышать таким воздухом было равносильно выкуриванию двух пачек сигарет в день. Причиной такого экологического неблагополучия городов Китая служит высокая энергоинтенсивность экономики, в структуре энергопотребления которого доминирует уголь, являющийся наиболее грязным источником энергии, но обеспечивающий 60% энергопотребностей страны. По данным Международного энергетического агентства, эгнегоинтенсивность китайской экономики на 58% выше американской. Любая индустриальная революция сопровождается ростом загрязнения. Отличие Китая от других развивающихся стран заключается в скорости и масштабе проводимых индустриальных преобразований, которые наносят непоправимый ущерб окружающей среде и здоровью населения.

Доказано, что загрязнение воздуха повышает риск смертельного исхода, связанного с сердечными, легочными и респираторными заболеваниями, на 2-3% при увеличении содержания твердых частиц в объеме 10 микрограмм на куб. м загрязняющих веществ. Если безопасной считается норма в 300 микрограмм, то в Пекине в разгар смога в конце зимы 2014 года этот показатель составил 479, что свидетельствовало о крайне опасной для здоровья населения ситуации, особенно для тех жителей страны, которые страдает легочными и кардиологическими заболеваниями и находятся в группе повышенного риска преждевременной смерти.

Только 1% городского населения Китая (560 млн. человек) проживает в городах с благополучной экологией. По официальным данным китайского Агентства по охране окружающей среды, состояние атмосферы в трети из 113 городов страны не соответствует национальным стандартам загрязнения атмосферы, что стало причиной резкого роста числа заболевших раком легких, смертность от которого возросла на 465% за последние три десятилетия. В Пекине число людей, страдающих от рака легких, за последние 10 лет увеличилось на 60%, и это не связано, как предполагалось ранее, с курением. Повышенный уровень загрязнения атмосферы, прежде всего в крупных городах, становится причиной преждевременной гибели 750 тысяч китайцев.

К выбросам промышленных объектов, тепловых станций, работающих на угле, добавляются выбросы транспортных средств, число которых растет рекордными темпами. Учитывая перспективный рост городов, где к 2020 г. должно проживать 55% населения страны, общие социальные затраты, связанные с ухудшением экологической ситуации окажутся еще более внушительными в сравнении с сегодняшним днем.

Густой смог покрывший Пекин стал своего рода катализатором роста озабоченности правительства сложившейся ситуацией, которое проявляет сейчас большую готовность к обсуждению этой проблемы под воздействием общественного мнения и принятию мер по разрешению этой экологической проблемы.

Китай продолжает предпринимать меры по снижению энергоинтенсивности экономики, развивать альтернативные источники энергии и устанавливать оборудование по контролю за загрязнением. Но пройдет еще немало времени, прежде чем ситуация в сфере загрязнения окружающей среды изменится к лучшему. Дело в том, что развитие экономики основывается на росте энергопотребления, а легитимность политической власти зависит от экономического благополучия общества, что побуждает многие местные власти по-прежнему ориентироваться на экономический рост в ущерб охране окружающей среды. Как заявил нынешний премьер КНР, который недавно объявил войну загрязнению, решение экологических проблем – это длительный процесс.

Загрязнение воздуха сегодня представляет одну из самых опасных угроз для здоровья человечества, а если оно проживает в густо населенной стране, такой как Индия, то социальные затраты намного возрастают. Из 3 млн. смертей, происходящих ежегодно в мире по причине загрязнения воздуха, большая часть приходится на Индию. В списке из 132 стран Индия занимает первое место по уровню загрязнения атмосферы, «обогнав» даже Китай. Из 20 самых грязных городов мира 13 находятся в Индии. Обследовав 1600 городов в 91 странах, ВОЗ пришла к выводу, что самым грязным городом является Нью-Дели, где уровень загрязнения превосходит безопасные нормы на 1500 процентов. Каждый десятый ребенок, проживающий в Дели, страдает астмой.

Но загрязнение атмосферы – болезнь не только столицы, но и многих провинциальных городов. И перспектива ухудшения ситуации выглядит вполне реальной на фоне резкого роста транспортных средств, число которых к 2050 г. возрастет до 382 на 1000 человек. Сегодня этот показатель равен 8 (для сравнения: в Китае 15, в Бразилии 165, а в США – 500). При слабом развитии городского общественного транспорта с улучшением материального положения населения и, прежде всего, среднего класса, возрастает спрос на частные автомобили. Помимо этого причиной загрязнения является преимущественное использование в качестве основного энергоисточника, на котором работают промышленные предприятия и тепловые электростанции, высокая энергоемкость экономики. Одним словом – ситуация схожа с китайской.

Несмотря на свою нарастающую из года в год остроту и крайне высокие социальные затраты, проблема загрязнения атмосферы долгое время оставалась вне сферы озабоченности индийских властей. Однако в последние годы рост озабоченности общества социальными потерями, связанными с загрязнением атмосферы, заставил власти страны предпринять некоторые меры по разрешению проблемы главным образом путем ужесточения экологических требований, предъявляемых к автомобилям и качеству используемого топлива в соответствии с европейскими стандартами «Евро 1,2 и 3″. Однако эти меры пока не дали ожидаемого результата и ситуация в сфере загрязнения атмосферы остается крайне напряженной. А между тем это снижает конкурентоспособность индийской экономики, которая во многом зависит от трудовых ресурсов, на качество которых влияет окружающая среда.
На платформі Blogger.